четверг, 26 марта 2020 г.

Книга и чтение в изобразительном искусстве


Добрый час дорогие друзья!!!


Чтение и книга в изобразительном искусстве – тема достаточно популярная. На протяжении многих лет она достаточно верно и наглядно отражала те изменения, которые происходили в обществе. Менялась жизнь, происходила переоценка ценностей, и вместе с этим видоизменялось и отношение человека к книге. 

Н.Селиванович

В середине 19 века в России, чье население в массе своей было безграмотным, книга была уделом почти исключительно людей из высшего общества. Стремление же учиться грамоте у представителей низших сословий было весьма велико.
На картине Н.Селивановича мы видим, по-видимому, неграмотного солдата, которому мальчик читает интересную книгу. На холсте В.М.Васнецова изображена уличная книжная лавочка. Столпившиеся вокруг нее бедно одетые люди демонстрируют неподдельный интерес к печатной продукции, но вынуждены рассматривать только картинки. В то же самое время люди из высшего света относились к книге как к одной из высших ценностей. И.Н.Крамской написал портрет своей жены, Софьи Николаевны (ок.1866), читающей в саду на фоне вечереющего неба.

Иван Крамской. За чтением. Портрет Софьи Крамской. 1863. Третьяковская галерея
 
Книга читалась в семье, как дома, так и на природе. В качестве примера можно привести пленэрный портрет Л.Н.Толстого, лежащего с книгой в тенистом лесу. Влияние импрессионизма, пришедшее из Европы, вызвало у художников интерес к изображению чтения на открытом воздухе, что позволяло наиболее ярко передать цветную световоздушную среду. В ряду этих работ произведение К.Коровина «В лодке» (1888).
 
Отдали дань книге в своем творчестве и символисты. Наиболее яркий пример - знаменитая «Дама в голубом» (1897-1900) К.А.Сомова. 

Илья Репин. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891. Третьяковская галерея

После революции книга стала играть совершенно иную роль, нежели раньше. Конечно, для тех, кто сохранил в душе привязанность к старым традициям, она осталась прежней ценностью – «Портрет К. Б. Кустодиева» Б. М. Кустодиева (1922).
«Весна. Студенты» Г.К.Тотибадзе, 1962

Начиная со второй половины 1940-х годов, книга вновь занимает прежние позиции. Она в руках у писателя Л.М.Леонова (художник В.Г.Цыплаков, 1949), ее как большую ценность прижимает к себе девушка из советской Киргизии (художник С.А.Чуйков, 1948). Ее читают летом в саду (художник С.П.Бальзамов, 1953), на скамейке у реки (художник А.И.Лактионов, 1951-1954).
 
художник А.И.Лактионов, 1951-1954
 
В 1960-е годы книга по-прежнему популярна. Читающая девушка на картине Ю.И.Пименова не может не привлечь к себе внимания молодого человека. Картина так и называется «Начало любви». Книгами зачитываются студенты («Весна. Студенты» Г.К.Тотибадзе, 1962).

Дама в голубом» (1897-1900) К.А.Сомов
Книга дома, на отдыхе и в промежутках между работой остается ценностью и для художников-шестидесятников, среди которых ярко выделяется В.Е. Попков - картина "Бригада отдыхает" (1965 г.).

Советский союз был, несомненно, одной из самых читающих стран мира, и, несмотря на дефицит книг, практически в каждой семье была хотя бы небольшая библиотека хорошей художественной литературы. Персонаж с книгой был излюбленной темой многих художников в советском изобразительном искусстве. Например, Григорий Израилевич Цейтлин (1911-2000) – мастер женского психологического портрета, в своей картине «Алёна» (1977 г.), создал поэтический образ молодой девушки, мечтательно задумавшейся над читаемой книгой. 

В.Е. Попков - картина "Бригада отдыхает" (1965 г.)

Книги, изданные в конце 19-начале 20 века, продолжают вдохновлять мастеров кисти. Хорошим стилем становится изображать старинную книгу в натюрмортах («Керосиновая лампа и старые книги» С.Н.Андрияки).



P. S. Всем желаю отличного весеннего настроения,

 крепкого здоровья!

Берегите себя!!!



Наша детская библиотека № 9 принимает в дар книги  круглый  год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий